Инвестиции в живопись: что нужно, а что нельзя покупать на арт-рынке сегодня?


Российский арт-рынок до сих пор существует в эмбриональном состоянии, а российское изобразительное искусство в остальном мире испытывает колоссальные проблемы с признанием. Но почему так происходит и за прошедшие годы ничего существенно не улучшилось?

Причин этому множество, но среди всего многообразия факторов есть основные два. Во-первых, после распада СССР многие художники стали отдавать свои картины на Запад буквально за бесценок. Средней чек за живопись составлял $150, что для постсоветского художника того времени было большими деньгами, а для западного покупателя равнялось походу в ресторан. Европейский и американский рынок быстро перенасытился советской, затем и постсоветской живописью.

Во-вторых, уже после перенасыщения рынка в начале нулевых сравнительно быстро выяснилось, что львиная часть этой живописи очень некачественная. Работы, написанные на мешковине, брезенте, обивочной ткани и даже простынях быстро пришла в негодность, а реставрация таких работ оказалось многократно дороже их первоначальной цены.

Заграничные художественные галереи стали массово, но «по-тихому» избавляться от остатков русской живописи. Так спрос на работы наших художников-современников окончательно умер.

Подавать признаки востребованности заграницей российская живопись стала лишь после 2010 года (спустя десять лет), причем спрос на нее обозначился совсем в другой точки земного шара – в Китае. Китай возродил спрос на русскую современную живопись, правда с небольшой оговоркой. Китайцы хорошо усвоили опыт европейцев и стали придавать сильное значение качеству живописи.

На первый план они поставили технический уровень исполнения произведения, а вовсе не ее «энергетику», которую нельзя пощупать руками и посмотреть на ее под лупой. Вскоре китайцы и вовсе разработали многоуровневую систему отбора как произведений живописи, так и самих авторов. Художники даже с небольшим опытом китайских выставок прекрасно знают, что на одни из них можно попасть без проблем, тогда как на другие не попадешь ни за какие деньги.

Китайская система отбора эффективна и беспощадна, но самое главное, она практически незаметна. Но будьте уверены, если художник пренебрегает качеством своей живописи, то успеха на «поднебесном рынке» он не добьётся.


Вначале своего восхождения на рынок современной живописи китайцам оказалось мало иметь только качественную живопись и они захотели замкнуть весь мировой рынок «производства» такой живописи на себе. Если художников сделать китайцами невозможно, то материалы для художников китайскими сделать можно. С начала ХХI века Китай предпринял несколько попыток приобретения крупных игроков на рынке европейских производителей арт-материалов.

Наиболее известные из них английский производитель масляных красок премиального уровня Виндзор Ньютон и один из главных производителей длинноволокнистого холста бельгийская фабрика Либеко Лагае (длинноволокнистый холст – это стандарт качества европейской живописи на протяжении многих столетий, природная монополия по производству сырья для которого под названием «лен длинноволокнистый» находится в Европе).

Однако успехом эти попытки не увенчались и вскоре Китай вернулся к нехарактерной для себя роли потребителя.


Европейцы, между тем, тоже стали вновь оттаивать к русской живописи и постепенно переняли китайскую политику. Естественно, они не могли не добавить в эту политику что-то своё и в результате сделали систему допуска художников до продаж еще более жёсткой. Считается, что текущая европейская система отбора современной живописи многократно строже китайской.

Именно поэтому многие художники стремятся продаваться больше в Китай, чем в Европу. Но это выбор лишь «из меньших зол» и откуда растут ноги вы теперь знаете. В итоге мировой спрос на российскую живопись возродился, но по новым более жестким условиям.

Какую же современную живопись покупать в новых реалиях?

Чтобы живопись не только не разочаровала вас и порадовала своей долговечностью, но и принесла инвестиционный доход в будущем, соблюдайте 4 базовых правила.

Правило первое: покупайте безусловно только качественную живопись, где под качеством прежде всего считается ее материальное-техническое исполнение. Старайтесь приобретать живопись, выполненную масляными красками и на холсте из длинноволокнистого льна. Длинноволокнистый холст и классическое масло имеет 5-ти вековую историю и зарекомендовало с самой надежной стороны. Акриловую, акварельную, темперную живопись и, тем более, на не холстяных основах приобретайте только после дополнительных консультаций со специалистами и соответствующих проверок.

Правило второе: не покупайте «слабые» работы именитых художников, отдавая предпочтение качественным работам художников менее именитых. Имя художника становится вторичным.

  • Постойте? – спросите вы, – ведь имя художника всегда являлась главным ориентиром в цене!? Являлось, но эти времена прошли, хотя многие до сих пор не могут принять новые реалии. Ширпотребу от именитых авторов в будущем места нет. Как инвестиционный актив – это пустышка. Сейчас в приоритете «качественная сила» самой работы, нежели ее автор.

Правило третье: избегайте работ художников, которые пишут «ради куска хлеба». Дешевая живопись долго не проживет – она недолговечная априори. Некачественную работу еще можно продать дорого, обманув при этом покупателя, а вот качественную работу дешево не продашь никогда. Цена в данном случае гарантированно отсекает от такого рода риска.

Правило четвертое: не бойтесь приобретать работы художников, копирующих уже известные мотивы других художников. Стилистическое подражание утратило свой негативный эффект, как это было ранее. Арт-рынок не раз сталкивался с ситуациями, когда работы художников-подражателей превосходили работы художников-пионеров. Авторские права на стиль перестали быть исключительными.

Как правильно формировать коллекцию живописи?

Большинство покупателей живописи в той или иной степени коллекционеры. Кто такой коллекционер? Это человек, который приобретает живопись многократно. Существуют разные типы коллекционеров – первые приобретают со смыслом, вторые по интересу, третьи для инвестиций, четвертые для удовольствия…

Но для всех таких покупателей характерно одно: они не могут жить без периодического приобретения новой живописи. Такие люди не в состоянии насытиться какой-то одной работой и рано или поздно и приобретают еще, еще и еще. Приобретение живописи и тем более ее коллекционирование достаточно непростое занятие, требующее множества разных знаний.

Чтобы ваша серия или коллекция живописи росла в цене, а вы никогда не теряли к ней интереса, соблюдайте 4 базовых правила:

Правило первое: не покупайте живопись на эмоциях и тем более в спешке. Обязательно узнайте о картине максимально информации. Любые инвестиции требуют подключение «разума» – и приобретении живописи тут не исключение.

Правило второе: никогда не продавайте центральные работы своей коллекции, какие бы деньги вам не предлагали. Без них ваша коллекция может «завянуть». Для таких работ важно не столько их приобретение, сколько сохранение. История знает немало примеров, когда коллекционеры продавали «изюминки» своих коллекции, после чего они (коллекции) разрушались.

Правило третье: старайтесь избавиться от самых некачественных картин в коллекции. Она станет от этого только лучше. Некачественная работа – этот как гадкий утенок или ложка дёгтя, а ее наличие способно сильно снизить эффект от всех остальных работ.

Правило четвертое: покупаете работы со смыслом. Коллекция живописи – это не набор случайных картин. Каждый работа должна иметь свое место среди других, иначе ее ценность снизится.
Безусловно существует и такие картины, которые не имеют своего места в текущей коллекции, но создают его с нуля своим влиянием. Такие работы принято считать фундаментальными, они способны образовать свою отдельную коллекцию или коллекцию в коллекции.

Правило пятое: меняйте картины в коллекции местами. Живописная коллекция – это театральная труппа, роли в которой нужно передавать время от времени разным актерам. Подобная ротация позволяет периодически обновлять взгляд и рождать важные идеи для приобретения новых работ. Помните, как с советские времена люди часто занимались перестановкой мебели – это позволяло оживить интерьер без необходимости в покупке новой или ремонте. Так и в коллекции обязательно должно быть «движение».


Автор обзора: Борис Гройс – профессор философии и теории искусства, искусствовед.

Если вам понравилась статья поделитесь ей в социальных сетях.

Админ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post comment